господа сообщники!
не знаю, можно ли тут задавать вопросы относительно типирования литературных персонажей, но я, на свой страх и риск, попробую.
мне стал очень интересен тип Мартина Идена.
какие будут у вас предположения на этот счет?
мне думается, что это какая-то Бестия.
А почему Вам кажется, что он Бестия? По каким моментам?
Или хотя бы кто-то из Ши, т.к. действовал под среду, штопор, кажется, был.
кроме того, он очень характерно учился литературной деятельности - из каждой прочитанной книги он методично выписывал авторские приемы, чтобы понять"как это делается", увидеть целостную картину работы, обобщая нюансы.
помимо прочего, в тексте романа рефреном повторяется фраза об ощущении силы, идущей от М.- и не всегда речь о физических данных . Силы у него и впрямь много, если он способен в рекордно короткий срок освоить объем средней школы и институтского курса, а после этого легко осилить месяц изнурительной работы и несколько месяцев голодовки - и при этом даже не чихнуть!
и двухфазность туда же: он способен либо только работать, либо только учиться..
А про то, что он выписывал, чтобы понять - я бы тут искала линейку скорее. Текст напрочь не помню,
только что все плохо кончилось.Langoth, моторная линейка второй вариант, если акцент на осмысление через деятельность.Что мне кажется ключевым - это причина, по которой все плохо кончилось. Найти мотив - определить линейку, потому что то, на чем принимают такие радикальные решния, жить или не жить, как правило, связано с ведущей стратегией жизни.
Если у него схема полетела, как жить и зачем - интеллектуальная - то есть цель полетела, если утрировать.
Если он понял, что до цели не допрыгнет никогда (но цель видна) - то есть зазор между целью и собой слишком большой, но сама цель осталась, это уже таки моторная.
...собственно, если говорить о причинах суицидов и попыток суицидов, то там не все так плоско, просто, уж если выбирать из двух линеек, то разброс м.б. таким.
(Тут как-то очень хочется внести уточнения, что для этих линеек суцид в реале вполне может быть не пораженческой тактикой, а максимально приемлемым результатом, но это уже за темой поста)
Я свой взгляд расписываю из того, что в посте прочла, поэтому на точности не настаиваю.
чур, тапками не бить, смотрела только кусок фильма с Богатыревым, но по изложенному содержанию в интернетах пронзается бестия, имхо.В вики есть кусок текста (так понимаю, речь Мартина Идена), такое мог только бестия сказать, на мой взгляд:
"Ницше был прав. <…> Мир принадлежит сильному, сильному, который при этом благороден и не валяется в свином корыте торгашества и спекуляции. Мир принадлежит людям истинного благородства, великолепным белокурым бестиям, умеющим утвердить себя и свою волю. И они поглотят вас, социалистов, которые боятся социализма и мнят себя индивидуалистами. Ваша рабская мораль сговорчивых и почтительных нипочем вас не спасет. Да, конечно, вы в этом ничего не смыслите, я больше не стану вам этим докучать. Но одно запомните. В Окленде индивидуалистов раз два и обчелся, и один из них - Мартин Иден."
бестий, кстати, упоминает
.molnija., а если предположить, что это вообще эмоциональная линейка? Если я правильно помню текст, то главный герой начинает менять свою жизнь сразу после возникновения в поле зрения девушки из другого круга, и его чувство к ней является единственной мотивацией для дальнейшего развития. И, соответственно, когда девушка дает ему окончательный отказ в продолжении отношений по причине "узости ее кругозора" (она неспособна самостоятельно делать выводы и принимать решения, когда проще действовать в заранее установленных родителями рамках), он разочаровывается в ней, перестает испытывать к ней привязанность, затем - вероятно, как следствие - разочаровывается в литературе, и творческий успех (декларируемая цель) его уже совершенно не волнует.
кроме того, мне показалось, что в этой реплике Идена есть что-то от представителя эмоциональной линейки:
"У красоты есть свое значение, но я до сих пор не ощущал этого значения. Мне нравилось красивое просто потому, что оно красиво, вот и все. Я не понимал сущности красоты. А теперь понимаю, или, вернее, начинаю понимать. Эта трава для меня гораздо прекраснее теперь, когда я знаю, почему она такая, знаю все то химическое действие солнца, дождей и земли, которое понадобилось, чтобы на этом холме выросла трава. Есть много романтического в истории каждой травинки; она пережила немало приключений. Одна эта мысль вдохновляет меня. Когда я думаю об игре сил и материи, обо всей великой жизненной борьбе, я чувствую, что я мог бы написать про эту траву целую поэму, и не одну."
впрочем, не уверена, могу ошибаться.
оживляясь*
Интересно Вы тему повернули!
а я бы это вообще сместила в плоскость гендера. У Княжны есть хорошая подборка постов про гендер/гендерные роли, там целая раскладка по вариантам, но, там, кажется, о самом взаимодействии не было. А фишка в том, что Она для Него становится мотивацией для развития, ставя определенную планку (и наоборот).
И такой эмоциональной мотивацией желанный человек будет не только для эмо-линейки.
Скорее, эмо-линейка именно на эмоции будет проверять, насколько получается добиться цели - насколько эмоциональная оценка окружающих подтверждает, например, или Ее эмоциональная оценка.
в то время, как на таких же эмоциях с тем же мотивом завоевать сердце любимого человека другая линейка будет иначе идти к цели.
(Когда я здесь говорю о гендере, это не обязательно д.б. привязано к физическому полу, но в классической литературе обычно таки привязано))
когда девушка дает ему окончательный отказ в продолжении отношений по причине "узости ее кругозора" (она неспособна самостоятельно делать выводы и принимать решения, когда проще действовать в заранее установленных родителями рамках), он разочаровывается в ней
...такое впечатление, что там не просто отказ, если дальше такая тяжелая реакция. Обесценивание? Психологическая травма? Отказ наложился на общий жизненный кризис?
По цитате про понимание - смотрите, если я верно поняла, то есть контакт с реальностью стал сильнее, когда появилось понимание сущности того, на что он смотрит. И тут понимаю спор между моторной (великая жизненная борьба!) и интеллектуальной (химическое действие! понимание!) линейкой. А вот самих эмоций, если вы посмотрите, на целый абзац не так уж много - идет одна ровная линия восторга и восхищения.
ага, с цитатой прояснилось.
относительно эмоциональной мотивации... насколько я помню, какое-то время Иден ориентировался на любые реакции девушки, но только до тех пор, пока не накопил достаточно опыта, чтобы самостоятельно оценивать свою деятельность. После этого значимость ее оценки плавно уехала на периферию, хотя сама девушка при этом оставалась в статусе Возлюбленной без изменения отношения к ней.
я правильно поняла, что если бы он принадлежал к эмоциональной линейке, то скептицизм его избранницы погасил бы его писательство на корню заодно вместе с ним, и цель так и осталась бы недостигнутой?
касаемо жизненного кризиса - я так думаю, что произошло накопление критической массы писательских неудач, после чего достижение цели как таковой не принесло бы особой радости. Выходит, да - уже на тот момент серьезно пошатнулась схема.
на это наложилось осрамление в прессе (один раз его по ошибке расписали как маргинала и скандального лидера социалистов, а дальше покатилось по нарастающей), отторжение общества и отказ со стороны избранницы.
мне думается, что схема сломалась как раз таки в момент достижения успеха. То есть, он с репутацией отщепенца, которому даже еду не во всех лавках соглашаются продать, в один прекрасный момент становится сверхзнаменитым, и все, кто в него аргументированно плевал, резко начинают перед ним стелиться - включая его бывшую невесту. Последним аккордом для него обесценивается его собственное творчество, как раз-таки по этой причине. Таким образом, слетает цель. Получается, что это, скорее всего, интеллектуальная линейка?
спусковой крючок, собственно, акта суицида - неожиданное самоубийство его ближайшего друга, который был тяжело болен.