У меня тут случайно возник вопрос насчёт среды, которая формирует линейку и тип. Как правило, идёт речь о "меня вот так воспитали родители, и в итоге получился вот такой нелюдь", но где-то краем глаза я уловила мысль о том, что социум за пределами семьи тоже играет не последнюю роль и что определенная среда/обстоятельства будет делать определённые типы - а-ля в период боевых действий пачкуются василиски или что-то вроде того.
Собственно, вспомнился этот момент при осмыслении модели воспитания кзд, поэтому позволю себе поделиться тем, как оно было у меня (и очень интересно послушать со-линеечников!)
читать дальше "В реале это может быть любая комбинация из занятых родителей и ребенка, путешествующего от бабушки к бабушке, от кружка к кружку. Главное, всем значимым взрослым как можно дольше откладывать серьезный разговор, кем ребенок хочет быть и что с ним происходит, и есть ли у него настоящие друзья."
Изначально я плясала от этого и того факта, что в анамнезе у меня путешествия между тремя домами родственников с принципиально разными взглядами на воспитание и запросами. Различия и противоречия иногда доходили до абсурда и требовали понимания, чего ждёт от тебя конкретный человек с поправкой на его текущее настроение и наличие рядом кого-то еще из родни с другим имхо. Ну, и "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не мешало".))
Но у меня вот сомнения закрались - этого вообще достаточно? И можно ли считать, что кзд складывается как тип уже в дошкольном возрасте, или нет?
Касательно социума вне дома: у меня так вышло, что попала я в школу, где многие имели сильно другой социально-экономический статус. Мы-то не бедствовали, но не сравниться с "бензоколоночными" детьми и маман Смауг во плоти лишнюю копейку не потратит без веских аргументов. По сути я окунулась в несколько иной мир с другими правилами игры, будучи вынужденной эти правила постоянно нарушать. Потому что мои родители были абсолютно уверены, что школа 2000х ничем не отличается от их школы 1970х и на все проблемы смотрели со своей колокольни. То есть мобильный и поход в макдак не нужны, потому что "мы без этого прекрасно обходились", и все советы по взаимодействию с одноклассниками по принципу "а у нас было вот так". И это мне работало в минус, поэтому я а) резко повзрослела и заимела автономную соображалку, б) начала анализировать всё, что двигается и не двигается, в) тыкала палкой туда, где не доставало данных для анализа.
При этом прям трудным подростком я не была, скорее тихоней и няшей, но точечно делала что-нибудь такое, от чего у окружающих волосы дыбом вставали. С успехом пролетая мимо отделения милиции и кабинета директора. И заодно периодически делая деньги практически из воздуха на одношкольниках (ибо карманные деньги были редкостью, а интересные журналы и вкусные булочки в буфете появлялись несколько чаще).
Можно ли тут говорить о том, что тип сформировался или дооформился уже в этот период? Или всё-таки для кзд как такового достаточно семейной базы и дальше ну разве что рога и копыта отросли? У нас же ещё есть два подтипа.
P.S. Кстати, копить деньги впрок я так и не научилась. Если мне что-то надо, нахожу способы заработать нужную сумму. Просто лежащие на счету суммы страшно мозолят глаза и требуют потратить их на полезное. Периодически пытаюсь оставлять резерв, но один раз живём)) и он улетает.
Вот это что? Типное? Личное? Личное с примесью бестийного взаимодействия с ресурсом?